Национальная идея.
Отцом современной еврейской национальной идеи считают редактора журнала Ашахар, жившего около шестидесяти лет назад. Всю свою жизнь этот человек с превеликой страстью боролся с Торой. Очевидно, он полагал, что Тора приказала долго жить, что следует найти ей замену, и в качестве таковой предложил национальную идею. В сущности, это изобретение не было оригинальным. В те дни бушевала война на Балканах, и все небольшие балканские народы, вооружившись национальной идеей, пытались избавиться от турецкого ига. И тогда возникла идея пересадить уже сформировавшийся росток на еврейскую почву.
Отцом современной еврейской национальной идеи считают редактора журнала Ашахар, жившего около шестидесяти лет назад. Всю свою жизнь этот человек с превеликой страстью боролся с Торой. Очевидно, он полагал, что Тора приказала долго жить, что следует найти ей замену, и в качестве таковой предложил национальную идею. В сущности, это изобретение не было оригинальным. В те дни бушевала война на Балканах, и все небольшие балканские народы, вооружившись национальной идеей, пытались избавиться от турецкого ига. И тогда возникла идея пересадить уже сформировавшийся росток на еврейскую почву.
Суть этой концепции такова: для того чтобы считаться евреем, необходимо лишь обладать национальным самосознанием. Ученики маэстро развили его учение, заявив, что вероотступник может считаться евреем по национальности. Что же думает Тора по поводу концепций подобного рода? На эту тему есть конкретные четкие законы. В тридцати шести местах Тора предостерегает нас по поводу гера, которого следует нежить, как нежит отец своего единственного сына. Каково происхождение гера? Пусть он будет хоть из потомков Амана, все равно он считался гером. И напротив, к сыну величайшего в Израиле мудреца, изменившего еврейской вере, относится принцип "опускают, но не поднимают", он в наших глазах хуже собаки, на которую не распространяется заповедь "опускания". Мы должны знать, что в соответствии с нашими взглядами происхождение как таковое, помимо Торы, лишено всякой ценности, и что национальная идея есть не что иное, как новый идол. По прошествии некоторого времени национальная идея родила отпрыска по имени "национально-религиозная идея". Это имя служит доказательством, что определение "религиозный" само по себе не достаточно и его следует дополнить определением "национальный". Как таковое оно является отрицанием одной из основ веры. Сказано "Тора Ашема цельна" (Теилим 19:8); нет в ней никакой нехватки, и порока в ней тоже нет. Нас предупредили: "Не прибавляйте! Тот, кто прибавляет, на самом деле отнимает" (Санхедрин 29а). Если национальная идея - чистой воды идолослужение, то идея религиозно- национальная есть идолослужение через соучастие. ("Идолослужение через соучастие" - вид идолослужения, при котором человек верит в то, что в мире есть один правитель, но полагает, что этот правитель может передавать часть своих прерогатив своим творениям.) По правде говоря, уже в далеком прошлом пытались добавить к нашей Торе еще одну Тору. Рамбам в своих письмах пишет, что с того самого дня как была дана Тора, восстают, чтобы воевать с ней с помощью различных ухищрений. Сначала пробовали действовать с позиции силы. На это у нас есть обещание: "Никакое оружие с тобой не совладает" (Иешаяу 54:17). Затем против нас выступили златоусты с дискуссиями и подстрекательствами. И на это есть у нас обещание: "Всяк язык, что станет с тобой судиться, ты посрамишь" (там же). По прошествии некоторого времени придумали новый способ нас извести. "В Торе есть много хорошего, но следует кое-что к ней добавить".
Ухищрения, о которых напоминает Рамбам, приходили к нам извне, от других народов. В эпоху перед приходом Машиаха всеми этими уловками пользуются наши собственные отступники. И когда есть возможность, то не брезгуют и силой. В стране красных коммунистов безбожники из нашей среды преследуют кашерных евреев с невероятной жестокостью. В других местах за недостатком физической силы пользуются иными способами и топчут Тору статьями и речами. Третий метод борьбы - добавление своей "Торы" к нашей Торе - нашел свое воплощение в деятельности национально-религиозного крыла.
Эти последние внесли немало путаницы во мнения и понятия. До их появления было совершенно ясно, что евреем считается только тот, кто соблюдает Тору. Отрицающий Б-жественность Торы приравнен к выкресту, и нет у него с нами никакой связи. Национально- религиозные утверждают нечто другое: хоть такой еврей отрицает основы Торы, он все же обладает национальным самосознанием, и поэтому он из наших. Алаха утверждает: "Того, кто лишен страха перед Небесами, запрещено назначать на ответственный еврейский пост" (Рамбам, Законы о царях 1:7). А эти люди объявляют отступников кашерными евреями, провозглашая их "лидерами Израиля".
Сказано: "Тигель для серебра, печь для золота, а человек - по своему восхвалению". Серебро проверяется тиглем, золото - плавильной печью, а человек? Как проверить, каково внутреннее содержание человека? Посмотрите, кого он хвалит. Если он всегда хвалит людей достойных, значит, и сам он хороший человек. Если же он хвалит нечестивцев, значит его место среди них. Послушав, кого восхваляют представители национально-религиозного лагеря, можно определить их внутреннее содержание. Ясно, что преданный Торе человек не станет любить ненавистников Торы. Почитающий Тору не станет чтить срамящих ее. "Нет, не напрасно воробей водится с вороном: оба они из одной компании. Воздающего почести нечестивцам поглотит огонь и погубит" (Рабейну Йона, Шаарей тшува).
Несмотря на то, что Тора предупреждает: "Запрещено присоединяться к нечестивцам даже для исполнения заповеди" эти люди говорят: "Нет, неверно! Именно присоединившись к нечестивцам, мы укажем им истинный путь". Померещилось им, что они мудрее и милостивее Торы. Тора предупреждает: "Не будь сверхсправедливым". "Сверх" означает более требуемой меры. Какова эта мера? Тора устанавливает ее, и не следует человеку быть "справедливее" Торы. Рассказывают от имени раби Исраэля Салантера: бывает, что человек хочет сделать некое дело, зная, что оно противоречит мнению Торы. Человек убеждает себя, что это дело принесет большую духовную пользу, спасет еврейство. Чему это подобно? Гаон приводит такую притчу. Царь послал своего министра с государственным поручением к другому царю и так предостерег его: если министры той страны захотят заключить с тобой пари, не делай этого ни в коем случае. Царь несколько раз повторил свое предостережение - ни в коем случае! Министр прибыл в далекую страну и исполнил свою миссию. Когда он уже готовился к возвращению, министры той страны сказали ему: "Оказывается, господин министр горбат!" Неправда, - ответил тот, - никогда не было у меня горба". "Поспорим - стояли на своем царедворцы, - на миллион серебром, есть ли у его превосходительства горб или нет?" Тут вспомнил министр предостережения своего государя. "Однако, - стал он размышлять, - исход пари не подлежит сомнению. Так отчего же мне не согласиться и не добавить столь внушительную сумму к царской казне?" И он заключил пари. Министра раздели, и все убедились в том, что никакого горба у него нет. Заплатили ему выигранные деньги, и счастливый и довольный вельможа отправился домой. По прибытии на родину он предстал перед царем и отчитался во всем, что с ним произошло. Сказал ему царь: "Когда я предупреждал тебя, я знал о чем и для чего это необходимо. Министры той страны заключили со мной пари на сумму, в сто раз большую, что им удастся раздеть моего министра догола. Ты выиграл миллион, а я из-за тебя лишился девяноста девяти миллионов".
Смысл притчи ясен. Если человек полагает, что, несмотря на предостережения Торы, некое запрещенное ею дело принесет большую пользу, ему следует сказать: эту пользу, о которой ты говоришь, Тора провидела изначально. И если она запретила идти этим путем, это потому, что в нем нет никакой пользы, а есть лишь один ущерб. Тора, безусловно, предвидела, каким будет результат союза с нечестивцами. Вместо того чтобы обратить нечестивцев к истине, представитель национально-религиозного лагеря стали верными учениками безбожников, которые направили весь их энтузиазм и силу на тайную и явную борьбы с миром Торы.
Они говорят, что играют роль моста между религиозным и светским лагерями. Но обычно люди движутся по мосту в обоих направлениях. А мост национально-религиозный пропускает их только в одну сторону: по нему уходят и не возвращаются. Пророк Хагай говорит: "Если человек несет в поле своей одежды мясо святой жертвы и полой касается хлеба или похлебки... разве то, чего он коснулся, освятится? Коэны отвечали и сказали: нет! Тогда Хагай сказал: а если нечистый коснется всего этого, то осквернится ли? Коэны отвечали и сказали: осквернится! На это Хагай ответил и сказал: так и этот народ..." Смысл этих слов в том, что одно лишь прикосновение святыни не делает предмет святым, но нечистое касание оскверняет. Тора свидетельствует: "Благословен муж, не ходивший по совету нечестивцев", потому что, если пойдет, то в результате встанет (на путь грешников), то в результате сядет (в компании шутов), а если сядет (в компании шутов) и т.д. Свидетельства Торы вечны и относятся ко всем эпохам и ко всем обстоятельствам. Тот, кто считает свою ситуацию исключительной, просто-напросто глуп и высокомерен, а прислушивающийся к советам Торы благословен. "
(автор - рав Эльхонон Буним Вассерман - один из крупнейших еврейских мудрецов уходящего ХХ века. Он родился в 1875 году, учился в знаменитых литовских ешивах, а затем в колеле великого Хофец Хаима в Радине. По окончании Первой мировой войны перебрался в Польшу, где организовал ешиву в Барановичах, которую возглавлял до дня своей смерти в 1941 году.)
Немає коментарів:
Дописати коментар