Шукати в цьому блозі

середа, 15 грудня 2021 р.

Містерія министра петлюровской УНР Пинхаса Абрамовича Красного.

 


ПИНХАС КРАСНЫЙ (1881-1941): «ТРАГЕДИЯ УКРАИНСКОГО ЕВРЕЙСТВА»
В 1927 году в Государственном издательстве Украины вышла книга «Трагедия украинского еврейства». Написал ее бывший министр петлюровской Украинской Народной Республики Пинхас Абрамович Красный.
Автор нашумевшей работы родился в 1881 году в Киевской губернии. Отец его владел керосиновым складом в Казатине. В Первую русскую революцию Красный вступил в еврейскую социалистическую партию «Бунд». В 1906 году, как подающий надежды активист, он переехал в Одессу, где до 1907 года состоял членом местного комитета «Бунда». Скрываясь от преследования властей, переехал в Бердичев. В 1908 году его арестовали за хранение антиправительственных прокламаций и осудили на четыре месяца тюремного заключения. После тюрьмы Пинхас Абрамович вернулся к родителям и до 1917 года занимался самообразованием.
После Февральской революции Красный вновь ушел в политику. Он был избран гласным Бердичевского уездного и Киевского губернского земств, впоследствии стал заместителем председателя Бердичевской земской управы. Он активно занимался организацией различных кооперативов, открытием еврейских школ и помощью еврейскому населению, пострадавшему во время войны.
Когда украинская Центральная рада пообещала меньшинствам равноправие, Пинхас Красный начал пропагандировать идею «еврейского автономизма». Автономисты считали, что евреи могут добиться полного равноправия там, где живут. Совместно с активистами «Бунда», «Поалей-Цион» и «Фарейникте», Пинхас Красный, входивший в ЦК «Еврейской народной партии», начал агитацию за еврейскую автономию.
В октябре 1917 года власть в Петрограде захватили большевики, и дело с признанием еврейской автономии пошло быстрее. Рассчитывая на лояльность еврейских партий и организаций, украинская Центральная рада закрепила ее особым законом.
Не все еврейские организации поддержали идею независимости Украины, провозглашенной в январе 1918 года. В их числе – «Бунд». Одной из причин стало то, что молодая украинская власть была не в состоянии противодействовать начавшейся волне еврейских погромов. После бурных событий, связанных со сменой про-немецкого режима гетмана Скоропадского и переходом власти в руки лидера Директории УНР Симона Петлюры, антипетлюровские настроения еврейского населения усилились. Особо сильно на них отразились бердичевской и житомирский погромы в январе 1919 года, унесшие жизни не менее 300 человек.
В феврале 1919 года правительство Директории размещалось в Виннице. Приехав туда в составе делегации бердичевской и житомирской еврейских общин, Пинхас Красный убедился в том, что правительство Петлюры проявляет полную беспомощность и даже нежелание бороться с погромщиками. Чтобы противодействовать антисемитской вакханалии, Пинхас Красный принял предложение возглавить еврейское министерство. От блока, объединившего всех, от «Бунда» до сионистов, Красный вошел в правительство Петлюры и стал 4-м министром по еврейским делам.
12 апреля 1919 года новоиспеченный министр обратился ко всем еврейским общественным организациям с телеграммой. Он заверял, что власти предпринимают решительные действия против погромщиков и всех, ведущих антиеврейскую агитацию, и призывал «…помогать украинскому народу в его героической борьбе, чтобы объединенными силами спасти Украинскую Народную Республику, одинаково дорогую как украинскому, так и еврейскому народам».
15 июня 1919 года Рада народных министров Украины, заслушав доклад Красного о распространении погромной литературы, поручила министру внутренних дел и военному министру принять меры к обеспечению спокойствия. На следующий день было решено пересмотреть законы, карающие за погромную агитацию и организацию погромов, с тем чтобы ужесточить наказания за эти преступления. Министрам внутренних дел, военному, юстиции, прессы и информации было поручено разработать государственный план борьбы с погромной агитацией и немедленно провести его в жизнь. Пинхасу Красному было предоставлено право назначать специальных представителей при инспекторах войсковых частей украинской армии.
В сентябре 1919 года Красный попытался осуществить идею национально-персональной автономии еврейского населения, внеся на рассмотрение Рады законопроект о назначении выборов в Еврейский общественный совет.
Но все начинания Пинхаса Красного фактически остались на бумаге, а вскоре и вовсе перестали быть актуальными. К концу 1919 года армия УНР прекратила свое существование, а ее командование во главе с Симоном Петлюрой было интернировано поляками.
20 декабря 1919 года бывшего петлюровского министра задержали сотрудники ревкома. Красный при обыске пытался незаметно избавиться от фальшивого паспорта и заявлял, что приехал для переговоров с большевиками.
Через три недели после ареста Пинхаса Красного отпустили, постановив, что «служба у Петлюры не носила характера политического с отрицательным значением для советской власти».
На освобождение Красного повлияли характеристики, полученные им от ряда советских работников. В свое время он выдавал им охранные письма и спас жизнь многим евреям-коммунистам и членам их семей. Свидетели заявляли также, что Красный вошел в петлюровское правительство исключительно ради помощи еврейскому населению.
Но сторонником большевиков Красный не стал. В конце 1920 года вместе с правительством УНР он эмигрировал в Польшу, где вновь, правда ненадолго, занял пост министра по еврейским делам. Из-за ряда внутриправительственных противоречий и политической изоляции правительства в изгнании Пинхас Красный подал в отставку.
В 1921 он занялся литературной и журналистской деятельностью, совершенно отойдя от петлюровского лагеря. С конца 1923 года начал выступать с антиправительственными статьями. В 1925 году был арестован дефензивой (польской контрразведкой, выполнявшей функции политической полиции) и выслан в СССР.
По всей видимости, решение о высылке было принято по договоренности с советскими властями. После приезда в Харьков Красный, понимая, во что ему встанет выражение собственной позиции у большевиков, больше политикой не занимался. Он устроился сначала в «Общество землеустройства еврейских трудящихся» (ОЗЕТ), затем – в «Укржилсоюз». В ряды ВКП(б) не вступал.
В 1927 году Пинхас Абрамович напечатал ряд статей, в том числе в зарубежной прессе. Они были посвящены судебному процессу против еврейского поэта, анархиста Самуила Шварцбурда, застрелившего 25 мая 1926 года на углу бульвара Сен-Мишель и улицы Расина в Париже Симона Петлюру.
В книге «Трагедия украинского еврейства», базирующейся на этих статьях, Красный подверг Петлюру и его соратников беспощадной критике. «Петлюра – погромщик, а войска его – это сплошные погромные банды», – цитировал он французского полковника Фрейденберга, с которым встречался в Одессе. Вердикт был резким: «Мы не знаем ни одного случая…, когда суд, действовавший под громким именем “Украинской Народной Республики”, покарал одного хотя бы погромщика».
Прекрасно понимая, что из себя представлял людоедский коммунистический режим, Пинхас Красный, тем не менее, не готов был закрывать глаза и на злодеяния сторонников независимой Украины. Еврейские погромы он считал подножкой и дискредитацией самой идеи независимости: «На крови и костях одного народа никогда не произойдет возрождение другого… ”атаманы” клевещут на украинский народ, который никогда не уполномочивал никаких погромщиков выступать от его имени…»
Арест бывшего петлюровского министра был лишь вопросом времени. 28 февраля 1938 года сотрудники 4-го отдела УГБ НКВД арестовали Пинхаса Красного в его квартире в Харькове. Он подозревался в совершении преступлений по статьям 54-8 («терроризм») и 54-11 («всякое участие в контрреволюционной организации») УК УССР.
В протоколе допроса, состоявшегося 1 апреля 1938 года, записано: Красный, лютый антисоветчик и националист, к 1924-му году разочаровался в возможности иностранной интервенции и вернулся в Украину, чтобы вести подпольную борьбу. Он лично пообещал руководителю Польши Пилсудскому поднять восстание против большевиков. Пилсудский же гарантировал поддержку восстания со стороны Польши. Пилсудскому принадлежала также идея инсценировать арест Красного по политическим мотивам, чтобы тот смог ходатайствовать перед Советами о репатриации.
Красного заставили подписаться и под «признаниями», что он систематически передавал шпионские сведения Иосифу Розену, руководителю российского отделения «Джойнта», связанному с британской разведкой. Подельниками Пинхаса Красного были названы замдиректора «Агро-Джойнта» Любарский и сотрудники украинского ОЗЕТа Николаевский, Сударский, Кипер. Связь Красный поддерживал якобы и с неким «Центром объединенной сионистской организации», в который входили московские озетовцы Мережин и Гольде.
Связь украинских и еврейских националистов была объяснена чекистами так: неевреи были специально внедрены в ОЗЕТ как связные украинского подполья. Были, конечно, выявлены связи сиониста и петлюровца Красного и с меньшевистским подпольем.
К концу следствия от измученного пытками Пинхаса Абрамовича добились признания по главной статье – «терроризм»: «В 1936 году я лично создал террористическую группу». Боевые группы сионистов, связанные с «недобитыми петлюровцами», дескать, формировались в еврейских колониях Херсонщины и Днепропетровщины.
9–11 мая 1939 года трибунал Киевского особого военного округа в закрытом судебном заседании рассмотрел дело Пинхаса Красного. Он отказался от предварительных показаний и заявил о пытках. В расчет его слова приняты не были. В приговоре указывалось, что Красный «проводил националистическую работу и был связан с антисоветским еврейским подпольем на Украине, которое боролось за свержение советской власти и восстановление капитализма». Пинхаса Абрамовича приговорили к 10 годам лагерей, с поражением в политических правах на пять лет и конфискацией принадлежащего ему имущества.
В лагерь Красного не отправили. Дело было сфальсифицировано настолько топорно, что его передали на доследование. Пинхас Абрамович категорически отрицал свою причастность к националистической деятельности после возвращения в Советскую Украину. Содержание протоколов нового следствия ничего общего не имело с показаниями, которые он давал раньше.
Но конца следствия Красный не дождался. Перенесенные издевательства подкосили его. C 8 октября 1939 года он находился в Киевской психиатрической больнице имени Павлова, погруженный в глубокую депрессию и бред. 21 ноября 1939 года уголовное дело против Красного было приостановлено из-за его болезни.
Вскоре после оккупации Киева немцы «зачистили» больницу имени Павлова, находящуюся прямо у Бабьего Яра. В октябре 1941 вместе с другими 311-ю душевнобольными-евреями Пинхас Красный был расстрелян.
Пинхас Красный взял на себя смелость защищать еврейское население в один из самых страшных периодов его истории. Поддерживая идею независимой Украины и понимая тупиковость пути к большевистской утопии, Красный был вынужден сотрудничать с силами, дискредитировавшими себя своим отношением к еврейскому населению. Ему все время приходилось выбирать из плохих вариантов, но своим идеалам он был верен до конца. Кто спасет одну жизнь – спасет весь мир. Министр по еврейским делам спас когда-то многих. Но самого его некому было спасти ни от сталинских, ни от гитлеровских палачей.


Немає коментарів:

Дописати коментар