Дмитро Чекалкін :
Принято считать, что поддержка войны, ненависть к Украине и к Западу – это следствие многолетнего промывания людям мозгов.
Это не так.
Тоталитарная пропаганда никогда не берёт свои идеи с потолка.
Ненависть и агрессия не пришли в мозги россиян из телевизора. Ровно наоборот – они в телевизор пришли из потаённых уголков коллективного сознания, отравленного обидой за гибель империи под названием СССР.
Такое уже случалось в истории.
Гитлер стал канцлером в январе 1933. Предшествовавшие этому выборы в ноябре 1932 его партия выиграла, но с результатом всего в 33%. Всего через год, в ноябре 1933, состоялись новые выборы. Вернее – «выборы», в кавычках. Нацистская партия была на них единственной, и получила 92%.
Но полностью промыть мозги 60-миллионному народу меньше, чем за год - нереально. Так что большинство немцев поддержали нацизм и тоталитаризм не потому, что их за считанные месяцы обработала геббельсовская пропаганда. И не потому, что их воодушевили территориальные завоевания (таковых в 1933-м ещё и в помине не было).
А потому, что многие немцы внутренне были готовы поддержать нацизм ещё до того, как нацизм был провозглашен официальной идеологией. Нацизм и тоталитаризм жили в их головах и до 1933 года.
Очень важно понять: тоталитарная пропаганда никогда не навязывает обществу то, что этому обществу на самом деле чуждо.
Тоталитарная пропаганда реабилитирует дикие людоедские установки, УЖЕ СИДЯЩИЕ в головах людей, но считающиеся постыдными.
Антисемитизм, вера в кольцо врагов, жажда реванша были свойственны многим в Германии и ДО прихода Гитлера к власти. Люди верили, что во всех бедах Германии виноваты внешние враги. Что внешним врагам помогает пятая колонна. Что германские евреи и есть эта пятая колонна.
Но в демократическом обществе такие взгляды не поощрялись. И многие рядовые немцы их скрывали, не афишировали. В тоталитарном же обществе, напротив, именно эти взгляды были объявлены традиционными ценностями. Людоедство стало не просто допустимым – оно стало похвальным.
Вот и в России многие и до путинской пропаганды верили, что СССР развалили внешние враги и внутренняя пятая колонна. Жажда реванша за развал империи и ненависть к тем, кто из империи ушёл, были присущи многим россиянам задолго до 2022-го.
В 90-х, да и в первое десятилетие XXI века, такие взгляды не поощрялись – ровно как в Германии в 1920-х. Поэтому люди их по большей части скрывали. Но потом появилась пропаганда. Она услышала запрос глубинного народа. И «легализовала» эти его обиды, эту жажду реванша и эту ненависть.
И вот что ещё важно. Пропаганда может в одночасье замолчать – надеюсь, более-менее скоро так и произойдёт, пропаганда рухнет вместе с режимом. А вот идеи и настроения, живущие в головах глубинного народа, в одночасье не исчезнут. В Германии на то, чтобы изжить их, ушли десятки лет. Россию ждёт путь не менее долгий.
(Т/К Профессор Преображенский)
Немає коментарів:
Дописати коментар